Статья 14.10.2021
Как будут обеспечены дорогами жилые массивы?
Недавний пожар на «Ярмарке», обездвиживший на несколько часов почти весь город, ещё раз подтвердил неготовность чебоксарских дорог к серьезным нагрузкам. Отсутствие объездных путей и дорог-дублеров, узкая проезжая часть и как результат — настоящий транспортный коллапс. Сначала — дороги, потом — застройка. Эта мысль стала основной на последнем Градостроительном совете. Архитекторы города обсудили транспортное обеспечение микрорайонов, которые расположатся вдоль Марпосадкского шоссе.
Алые паруса, Олимп, Мега Сити, Соляное, Гремячево, Гремячево-2, Новый город — где-то строительство микрорайонов уже началось, а где-то — проект ещё только на бумаге. Огромная городская территория на берегу Волги, от Речного порта до Нового города, привлекательна для застройки. Однако вопрос, как добраться к новостройкам, - продолжает оставаться открытым.
Подчинить проекты планировок территорий будущих микрорайонов единой транспортной схеме, продумать обеспечение его жителей общественным транспортом и предложить всем заинтересованным лицам свое решение дорожной проблемы «восточного блока» города — такой круг задач обрисовал перед коллегами-градостроителями главный архитектор города Вениамин Мамуткин. Как обозначил председательствующий, все эти предложения впоследствии послужат основой для внесения изменений в Генплан города.
и градостроительства гадминистрации г. Чебоксары
В качестве основы специалисты управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары сначала предложили свою транспортную схему территории. Затем ее дополнили проектные предложения разработчиков из мастерских «Полиспроект», «Союзпроект», «СКИМ», «Мой город», «Сфера» и стройфирмы «Алза». В результате получилась обобщенная схема, которую презентовала проектировщик управления Екатерина Ларионова.
Каким же видят решение транспортной проблемы архитекторы? Предполагается, что по всем новым микрорайонам пройдет единая магистраль. Она не только свяжет все новостройки в одно целое, но и станет дублером Марпосадского шоссе, что существенно его разгрузит. Так, по-мнению одних проектантов, магистраль можно было бы закольцевать в рамках своего микрорайона, другие посчитали, что ее следует запустить в обход каждого жилого массива. Проектанты строительной компании «Алза» предложили закольцевать маршрут с выходом на набережную. Однако, как посчитали в администрации, этот вариант приведет к издержкам перевозчиков.
- Почему магистраль лишь хвостиком задевает Новый город? Почему не до Новочебоксарска? - поинтересовался архитектор Сергей Лукиянов. По его словам, магистраль должна обеспечить единство двух городов. На что Вениамин Мамуткин ответил, что тянуть магистраль дальше Нового города — пока не так актуально, так как там в данный момент пока ничего не строится, к тому же территории — не городские. На данном этапе куда важнее обеспечить дорогами площадки, где строительство уже ведется, а также участки, на которые в ближайшее время предстоит выдать разрешение на строительство.
По-мнению члена Градсовета Юрия Новоселова, в данном проекте следует думать не о таком частном вопросе, как проехать на троллейбусе или автобусе в Гремячево или Соляное, а о восточном направлении в целом: от центра до Нового города. Его предложение — обеспечить город выходом к Волге, а для этого необходимо задуматься о формировании верхней набережной.
- Если будет набережная, город будет совсем другой. Отсюда — и освоение всех районов и микрорайонов пойдет совсем иначе, - отметил Юрий Новоселов. - Новая магистраль будет и дублером Марпосадского шоссе, и новой городской магистралью, и связующей с Марпосадским шоссе. Но, в отличие от него, пройдет по всем новым микрорайонам. Если и корректировать генплан, то не какие-то частные подъезды или подходы, а весь этот район, который в будущем станет новым лицом города.
Как считает Станислав Удяков из проектной организации «Сфера», территория вдоль Марпосадского шоссе уже начала превращаться в масштабный и значимый жилой район. В архитектурных кругах его даже рассматривают как вполне реальную альтернативу северо-западному: от так же близок к Волге, находится недалеко от центра, а расположенные здесь устаревшие производства постепенно вытесняются. По его мнению, пространство здесь — очень благодатное.
С идеей о том, что город должен получить выход к воде, согласен ещё один член Градсовета, бывший министр строительства Чувашии Владимир Филатов. «Как бы ни было тяжело формировать верхнюю набережную вдоль Волги, ее надо закладывать, о ней нужно говорить, - подчеркнул Владимир Филатов. - Мы боимся пересечь овраг и вычистить хлам». В то же время он одобрил предложенный подход к обеспечению этой части города транспортной сетью, предложенный проектантами из «Сферы», высказавшись, что разработчики выбрали правильное направление. Из замечаний градостороитель отметил, что магистраль все же желательно протянуть до Новочебоксарска, а представленные на схеме дорожные кольца уж слишком часты.
Прозвучало и такое мнение, что будущая магистраль пройдет в непосредственной близости от жилых кварталов, неплохо было бы ее немного сместить, тем самым предоставив людям возможность спокойно жить на берегу Волги, а также не забыть про парковую зону. Ведь при строительстве овраги, а вместе с ними и деревья, исчезнут. К слову, овраги, как предложил один из слушателей заседания, можно было бы приспособить под детско-юношеские горнолыжные комплексы. Существующий на сегодня спуск в районе ХБК годится разве что только для профессиональных горнолыжников.
Старейший член Градсовета Евгений Тертышный, в отличие от большинства присутствовавших, был явно не в восторге от предложенной схемы.
- Разрабатывается транспортная схема - и ни одного транспортника в зале, одни архитекторы, - негодовал Евгений Алексеевич. - Мы сегодня подходим к повторению «Благовещенского»: район построен, а дорог нет.
По словам Тертышного, схема, если и воплотится в жизнь, то скорее всего, лишь после застройки районов. Все потому что, железные дороги разработчики не учли, овраги как препятствие не осознали, даже вывешенная для осмотра топографическая съемка, которой оперируют разработчики, устаревшая, 1983 года.
«Мы сегодня рисуем воображаемые вещи, не ходим по земле», - вынес свой вердикт архитектор. Евгений Тертышный призвал всех тщательнее изучить стратегию транспортного развития России. По его словам, разговор о строительстве магистрали начинать нужно с анализа и компьютерного моделирования нагрузки на дорогу в часы пик. Своими силами, как считает архитектор, городу с этой задачей не справиться, необходимо по примеру других регионов, в частности, Казани, приглашать специалистов по транспортной логистике. Чебоксары, по словам Тертышного, - пока дилетант в транспортной проблеме:
- У нас сегодня менталитет города 10-летней давности. Мы даже в развитии дорог потеряли несколько лет: расширение дорог, которое у нас сегодня происходит, надо было делать ещё в 2011, 2012-х годах, - считает градостроитель.
По мнению Евгения Алексеевича, альтернативой магистрали вполне могла бы стать нижняя набережная. Для этого необходимо потребовать с «Русгидро», в зоне ответственности которой находится эта небольшая дорога, включить в проект и профинансировать строительство хотя бы шести километров дороги — 4 км до Нового города и 2 км до Новочебоксарска с выходом на мост через ГЭС. Причем, как отметил Евгений Тертышный, желательно, чтобы эта дорога была 4-полосной. Что касается Марпосадского шоссе, то его, считает Тертышный, необходимо расширять до 6-8 полос, чтобы обеспечить приоритет общественному транспорту.
Как бы ни хотелось принимать желаемое за действительность, главный архитектор Вениамин Мамуткин все же напомнил, что главная задача для города на этом этапе - разработать транспортную схему и закрепить ее законодательно. Для этого уже сегодня необходимо заложить дороги, чтобы завтра не закрыть их жилыми домами и другими объектами. Да и застройщики понимают: без дорог и общественного транспорта их квадратные метры будет иметь совсем другую цену.
Материал подготовила: Ольга Казакова