«Горная смола»: Нефтяной дорожный битум

Распечатать 20.02.2017 — Стройка.ру

Битум известен людям с древних времен. Им смазывали наконечники стрел, проклеивали посуду (битумные тарелки появились раньше, чем тарелки из глины), делали изоляцию дерева, использовали как клей для мозаики из камней и раковин. Первый экспорт битума начался в Месопотамии, это был единственный регион, где добывали «горную смолу», или «земляную смолу», как его еще называют. Сейчас добыча составляет более 115 млн т. Битумы используются для асфальтирования и ремонта дорог, производства асфальтобетона.

Нефтяные битумы бывают вязкими и жидкими, вязкие в свою очередь делятся на нефтяные битумы (БН) и нефтяные дорожные битумы (БНД). Жидкие битумы используют, чтобы укладывать асфальт в холодную погоду. Такой вариант считается менее экологичным, чем использование вязкого битума, и менее эффективным.

Вязкие нефтяные дорожные битумы изготавливают, окисляя продукты прямой перегонки нефти и разделения нефтепродуктов. БНД хорошо сцепляются с камнем, не растрескиваются, устойчивы к перемене погоды. Главные его качества: липкость, пластичность и теплостойкость. Смолы делают битум вязким. Асфальтены повышают твердость и увеличивает температуру, при которой начинается размягчение.

Битум — аморфное вещество, будучи твердым, он обладает качествами жидкости. В 1927 году энтузиаст Томас Парнелл начал эксперимент, чтобы проверить это. Он положил битум в воронку и ждал, пока тот вытечет. Первая капля упала через 8 лет, а исследователь получил Шуточную нобелевскую премию за оригинальность.

Из-за аморфности летом в жару асфальт плавится, зимой — замерзает и становится хрупким. Чтобы БНД не терял пластичность, для разных регионов заводы производят модифицированные битумы. Маркировка указывает на глубину проникания иглы в материал при температуре 25 °С, этим определяется вязкость битума.

  • При среднемесячной температуре до — 20 °С используют марки БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130.
  • При температуре зимой −10... −20 °С к ним добавляется БНД 60/90.
  • При температурах −5... −10 °С, используют все предыдущие марки и БНД 40/60.
  • Если среднемесячная температура от +5 °С, берут все марки, кроме БНД 130/200, БНД 200/300.

Битум входит в число малоопасных веществ. Рекомендуется использовать защитную маску при работе с материалом. Если укладка идет в здании, то должна работать вентиляция. БНД разгорается при температуре от 368 °С. Если материал загорелся, его засыпают песком или заливают пенным огнетушителем. Чтобы защитить окружающую среду, цистерны для перевозки герметизируют и проверяют на наличие протечек. Битум перевозят только в битумовозах. Машина объемом 30 тонн имеет двойные стенки: цистерна работает как термос, сохраняя материал горячим (180 °С) до двух дней. Загружается и выгружается битум без насосов, самотеком.

Прочтений: 1520 Распечатать
Поделиться:

Другие статьи на данную тему

Асфальтировать или бетонировать подъездные пути?
Преимущества и недостатки двух самых популярных способов оформления подъездных путей.
бетон строительство дорог асфальтирование крошка асфальтная содержание дорог асфальт
13.01.2017 | Стройка.ру